Театр-Музыка-Фейерверк!

В данной статье мы хотим поделиться опытом работы на рынке пиротехнических услуг, и некоторыми соображениями по поводу подготовки и организации тематических музыкальных фейерверков.

Фейерверк, по нашему мнению, это продукт художественного творчества, в котором воплощен замысел его создателя-художника-пиротехника. Мы видим фейерверк, как специфический жанр искусства, близкий театру и музыке, которому присущи свои специфические средства художественной выразительности.  В тематическом фейерверке, неминуемо, должна присутствовать идея, определяющая его внутреннее содержание и образный строй, выраженный в соответствующей форме. В качестве примеров тематических фейерверков можно назвать фестивали SHARP- «Звезды кино», на тему отечественного кинематографа, «Растем вместе с Москвой», посвященный Дню защиты детей, фестиваль фейерверков в Самаре на Волжские темы.

Мы считаем, что тематический музыкальный фейерверк, как любой театральный или музыкальный спектакль, не может не иметь свою драматургию. Кроме того, пиротехнический спектакль должен быть композиционно выстроен, в зависимости от его содержания и характера, с определением центра композиции и подчиненных ему других частей. Например, Аристотель делил действо на три основные части: начало или завязка, затем середина - суть действия; наконец, развязка - финал. Грамотная композиция придает единство и целостность фейерверку.

Стремление видеть в фейерверке не просто набор пиротехнических изделий привело к созданию в Самаре коллектива единомышленников – ПироТеатра «Волжские Салюты». В названии компании присутствует слово Театр. Именно Театр. Так изначально, фейерверк виделся спектаклем, который как музыка или живое слово живет в реальном времени, не терпит фальши и его невозможно вернуть назад и переиграть.

Если провести сравнительный, даже очень поверхностный анализ схожести или отличий фейерверка, например, от музыкального произведения, то различие их, лишь в средствах выразительности и исполнительском инструменте. В музыке – это  звучание отдельного инструмента, оркестра или голоса. В фейерверке – это разноцветная палитра в ночном небе. В музыке – это исполнитель. В фейерверке – это демонстратор – пиротехник. В музыке - это дирижер. В фейерверке – это руководитель показа - пиротехник. В музыке – это композитор. В фейерверке – это сценарист- музыкант с профессиональным образованием - пиротехник.

При подготовке музыкального фейерверка специалист подбирает музыкальный материал определенной формы, по темпо - ритму, характеру, мелодической линии, оркестровой обработке и аранжировке, соответствующий тематической направленности фейерверка. В идеале фонограмма фейерверка хороша, если в ее основе лежит одно музыкальное произведение. Например, интродукция балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского в исполнении симфонического оркестра. На практике же приходится составлять музыкальную основу из отдельных эпизодов и фрагментов различных произведений, грамотно купирую их, соединяя в единое целое. Поэтому, возникает необходимость в привлечении профессиональных музыкантов. После составления фонограммы сценарист пиротехник, с учетом ее характера подбирает фейерверочные изделия по высоте вылета, размеру, пропорции, цвету, фактуре, конфигурации при раскрытии. Кроме того иногда приходится разрабатывать эксклюзивные наземные фигуры: «Птица Гамаюн» - сказочный персонаж русских сказок, «Камелия», «Людовик», «Звезда Победы» и другие.

В основе музыкального фейерверка лежит синхронное исполнение пиротехнической и музыкальной составляющей, как в современном звуковом кино, где видео ряд и звук строго синхронизированы. Во времена же немого кино роль музыкальной звуковой дорожки исполнял музыкант - пианист - тапёр, который видя тот или иной сюжет на экране, старался исполнять соответствующее характеру сцены в фильме, музыкальное произведение. В результате кино было само по себе, а музыка отдельно. Так же происходит и в обычном фейерверке.  Когда музыка служит лишь фоном фейерверка.

Стремление к достижению гармонии фейерверка и музыкального сопровождения, сподвигло ПироТеатр на поиск новых инструментов их синхронизации. Мы говорим, в том числе и о периоде, когда еще не было компьютерных пусковых систем, и запуск пиротехнических музыкальных фейерверков осуществлялся по секундомеру. Нами же предложена эксклюзивная технология их запуска.  Принимая во внимание тот факт, что при подготовке сценария, музыка первична, в качестве хронометрической основы фейерверка мы используем музыкальную партитуру фонограммы, составить которую в упрощенной транскрипции для музыканта не составляет особого труда. Благо, что в коллективе  есть профессиональные музыканты. Затем мы прописываем в нее партию фейерверка, как отдельного инструмента, с учетом времени задержки раскрытия того или иного изделия в виде цифр, соответствующих номерам кнопок (более удобно применение кнопочных, а не тумблерных) на ручных электрических пусковых пультах. На следующем этапе, техническими средствами решаем задачу передачи «прямого» звука - без его задержки, от его источника – звукового пульта, мониторов или звуковых порталов, музыканту-пиротехнику, который, обычно, в наушниках слыша без задержки фонограмму, строго по партитуре, как музыкант в оркестре исполняет фейерверк.  Данная технология имеет некоторое преимущество даже перед компьютерной системой. В случае ускорения, остановки или других сбоев в звучании фонограммы человек имеет возможность на ходу скорректировать время пусков изделий и таким образом, добиться синхронности фейерверочного спектакля. Мы считаем целесообразным совместное использование и применение этих систем запуска в фестивальных программах и других тематических фейерверках. Как показала практика, то партию технических пассажей, контрапункта, остинато - многократно повторяющихся ритмических оборотов, связок,  общего фона, вполне можно отдать компьютеру, а вот мелодическую линию, акценты, синкопы человек исполняет лучше. В  фестивалях фейерверков в Москве, Казани, Самаре мы использовали эту технологию запуска.

В странах западной Европы, в концертах симфонической и рок музыки, фейерверк является составной частью оркестра, его инструментом, партию которого исполняют музыканты - пиротехники. Осуществление подобного проекта в Самаре входит в наши планы.

В конечном итоге, фейерверк должен стать пиротехническим спектаклем – действом для многочисленных зрителей, которые имеют право и хотят получить максимальное эстетическое и  эмоциональное удовольствие.

Начальник отдела маркетинга

Пиротеатра Волжские Салюты

Тезиков С.Н.  

vk.com Youtube FaceBook Twitter Google+

| © ООО "Пиротеатр ВС", 1996-2017 |

ВВЕРХ